Основы сварки арматуры

Ключевой миссией арматуры на стройке является перераспределение процессов напряжения сжатия и растяжения. Поэтому особое внимание уделяется жесткости конструкции. А она напрямую зависит от качества соединения частей арматурного каркаса между собой. Для фиксации в строящейся конструкции арматуры используют в основном два способа: связка или сварка. Связка подразумевает под собой скрепление проволокой между собой металлических прутьев или стяжка специальными хомутами. Такой вариант подходит далеко не всегда, так как надежность крепления не высока. Относительно второго способа следует отметить основные: ванный, ванно-шовный, электрошлаковый, полуавтомат, ручной электродуговой, контактный.

Прежде чем перейти к сути дела, вспомним, что из себя представляет металлический армированный строительный материал. Это всевозможного диаметра пруты, сделанные из различных стальных сплавов. Каждая разновидность имеет определенную «марку». Она позволяет специалистам определить, для каких целей подойдет та или иная арматура. Пруты могут быть просто гладкими, такие обычно используются как соединительные элементы внутри строительного каркаса. А могут иметь ребристый профиль, который традиционно выступает в качестве основного армирующего элемента. Арматура при изготовлении проходит этап закалки, что дает ей соответствующую требованиям прочность и жесткость. Набирающую обороты на российском рынке стеклопластиковую арматуру мы рассматривать в данном материале не будем, так как ее сварка невозможна. О сравнении металлической и стеклопластиковой арматуры вы можете прочитать на нашем сайте.

Разные проекты, разные конструкции, разные здания. Все они требуют арматуру разного диаметра. И на данный момент рынок способен предоставить широкий диапазон: от 5 до 80 мм. Толщина скрепляемых прутков арматуры, предполагаемая нагрузка, прочие детали проекта, а также опыт и добросовестность исполнителей влияют на выбор способа сварки.

Важно помнить, что при сварке металл из твердого состояния переходит в мягкое, а иногда и в жидкое. Соответственно на сварочном аппарате нужно будет подбирать соответствующие режимы, чтобы не забраковать заготовку. При слабых параметрах, крепость соединения будет невысокой и может быть разрушена. В лучшем случае это может произойти до окончания строительства, а в худшем – после начала эксплуатации объекта. При сварке арматуры нужно подбирать материалы для наплавки, которые будут иметь хорошую адгезию с ней. Чем ближе по составу, тем крепче соединение. Поэтому строители нередко используют для наплавки обрезки арматуры той же марки, что и скрепляемые прутки. Есть способы, когда наплавка не требуется. Например, контактная сварка арматуры: стык в стык, внахлест или параллельная сварка.

Из негативных сторон следует отметить то, что после высокотемпературных перепадов происходит структурное изменение металла, и он становится более хрупким в местах сварки. Поэтому практически всегда арматура действует в тандеме с бетоном, который защищает ее не только от воздействия окружающей среды, но и от повреждения сварных узлов армированного каркаса.

Плюсы сварки

  • Формирование крепкого соединения.
  • Повышение защиты от динамических нагрузок на конструкцию.
  • Более высокая устойчивость сваренных конструкций к деформации.
  • Повышение ударопрочности конструкции.
  • Повышенная температурная устойчивость сварного шва.

Минусы сварки

  • Требует достаточного вложения средств и наличия соответствующего опыта.
  • Требуется специальное оборудование.
  • Упрочненные сплавы требуют больших расходов электроэнергии.
  • Невозможность разъединить конструкцию, если при сварке была допущена ошибка.
  • Поверхность нужно тщательно подготавливать.
  • Хрупкость сварного соединения.