Изготовление металлической калитки
Калитки из металла используют повсеместно: дачный участок, гараж, сарай, подстанция или любая другая огороженная территория. Для их изготовления большинство владельцев приусадебных участков обращаются к профессиональным строителям. Несмотря на, казалось бы, простоту конструкции, ее расчет и изготовление требует определенных навыков и умений. Попробуем разобрать этапы производства металлической калитки. Их понимание может помочь в ее самостоятельном изготовлении или же проконтролировать правильность работ нанятого подрядчика.
Основные элементы и начало работы
Конструктивные детали калитки представляют собой раму, каркас для основы, наполняющий элемент, гарнитуру, замок, петли.
Прежде чем начинать сборку и установку, несомненно, надо сделать чертеж. Если особенности конструкции или же условия эксплуатации будущей калитки позволяют, можно попробовать ограничиться эскизом. Возьмем за основу традиционные размеры для калитки: 2 х 0,8 м.
Рама
Если вы хотите, чтобы калитка выглядела более брутальной, используйте швеллер №8-10 https://as-tim.ru/shveller/. Но если есть желание сэкономить, стоит обратить внимание на металлические уголки размером 63 х 63 х 6 или 70 х 70 х 7.
В нашем расчете будем использовать уголок. Для бетонирования закладываем 500 мм уголка. Также учитываем ширину полки в 63 мм, которая будет стыковаться с перпендикулярно расположенным другим уголком, составляющим основу для рамы. Таким образом, вертикальные планки у нас будут 2563 мм длиной.
Горизонтальный уголок рассчитываем с учетом зазоров калитки и ширину полки в месте стыка. Допустим, зазоры составят 10 мм. Получаем общую длину 873 мм. Чем выше профессионализм слесаря, который будет собирать конструкцию, тем меньше можно будет делать зазор между рамой и самой калиткой.
Полки уголков стыкуются под углом в 45º. Чтобы все получилось ровно, можно высечь на коротком уголке полку на 63 мм. Потом перпендикулярная планка высекается на 6 мм – размер толщины полки. Таким образом, проще выдержать прямой угол при изготовлении деталей конструкции рамы. Для высечки можно использовать ножовку с полотном для металла. Высечки стоит делать с двух концов уголка. Для фиксации рекомендуется использовать тиски.
Когда основа под раму выполнена из кирпича, необходимо производить монтаж на круглые анкера диаметром 6-8 мм. Расстояние между ними определяется в зависимости от размера кирпичей и вида кладки. Если основа из дерева, то нужно заблаговременно просверлить дырки под крепление саморезов. Чтобы рама надежно была зафиксирована в бетоне, следует установить анкера на концах вертикальных уголков. Для анкеров можно использовать круглые заготовки из листовой стали шириной 8-10 мм и толщиной не менее 3 мм.
Обратите внимание, что перед сваркой рамы следует произвести так называемую обвязку. Делается она путем точечного прихватывания сваркой любого металлического профиля со всеми деталями конструкции. Такой маневр позволит избежать искажения ширины проема во время схватывания бетона. Когда он застынет, обвязка сбивается молотком, а места стыковки зачищаются и шлифуются.
Каркас
Для наполнения используют различные материалы. Это может быть арматура https://as-tim.ru/armatura/, кованые элементы, полосы из металла и многое другое. В нашем примере возьмем прокатный листовой металл.
Каркас изготавливается по такому же принципу что и рама калитки. Используем для примера уголок 40 х 40 х 4 мм. Поперечные уголки понадобятся сверху, в центре и снизу. Длину уголков следует учитывать, отталкиваясь от размеров рамы.
Листовой металл возьмем толщиной 1,5-2 мм. Это оптимальная толщина: и калитка не будет хлипкой, и нагрузка на петли будет умеренной, что позволит избежать последующего заклинивания или заедания.
Учитывая наши изначальные размеры, листовой металл будет размером 1980 х 790 мм. При таких габаритах его будет легче приварить к уголкам, образующим основу самой калитки. При приваривании следует учесть, что чрезмерный нагрев металла может привести к искривлению конструкции. Поэтому лучше всего использовать шаг не чаще 10-15 мм.
Петли, гарнитура
Петли должны выдерживать вес калитки, но не должны быть при этом чрезмерно громоздкими. Диаметра в 16 мм вполне достаточно. При приваривании петель следует помнить, что при открытии конструкции требуется свободное место, поэтому необходимо оставить зазор для него. Часто используют обычные спички, которые не позволяют сместиться зазору во время сварки. К ее окончанию они просто прогорают. Сварку стоит производить только в горизонтальном положении, чтобы вес конструкции не привел к смещению свариваемых элементов
Замок можно вварить в калитку, прикрепить с помощью болтов, когда калитка находится в лежачем положении. Но лучше монтировать тогда, когда рама уже будет забетонирована.
Если замок не используется, ручку можно использовать как магазинную, так и изготовленную из подручных средств. Например, можно приварить скобу или гнутый кусок металлической арматуры.