Арматура с предварительным натяжением

Арматура в железобетонной конструкции практически всегда должна быть в натяжении. Существует несколько способов, которые мы рассмотрим.

Механический способ. При нем используются винтовые и гидравлические домкраты. Натяжка происходит на упоры строительной формы. При работе важно следовать правилу симметричного воздействия на арматуру. Так же важно постепенное увеличение растягивающих усилий на арматуру: первоначально они составляют 45–50 % от запланированного максимума. После происходит проверка состояния арматурных прутков на предмет деформации, перекосов. Далее проводится увеличение нагрузки выше проектной на 10 % и выдерживается в течение 3–5 минут. В конце напряжение понижают до нужной величины.

Электротермический способ. В этом способе применяется предварительный нагрев арматуры электричеством до температуры от 300 до 3600 градусов (в зависимости от сортамента) с последующим закреплением ее в раскаленном состоянии. После понижения температуры и заливки бетоном, армированный пруток остается в напряженном состоянии.

Электромеханический способ. Сочетание работы домкратов или лебедок в качестве механического воздействия с подключением электротока. Температура подвергаемой натяжению арматуры не должна превышать 350 °С. А начальное напряжение при повышенной температуре должно оставаться в пределах значения 0,65, что соответствует нормативному сопротивлению металлической арматуры. Если арматура располагается в бетоне, то вне зависимости от того, каким способом будет производиться натяжение, оно будет присутствовать в любом случае. Напряжение в металлической арматуре находится под контролем, от начала до конца производственного процесса. При некачественном натяжении возможно такое же некачественное обжатие прутка бетоном. А это может привести к появлению трещин и разрушению конструкции раньше, чем предполагают технические условия и ГОСТы.

Самонапряжение бетона. В данном способе в основе бетона используется специальный цемент, который обладает расширяющимся свойством. В момент затвердевания он, расширяясь, оказывает натяжение на арматуру, удлиняя ее. Этот способ самый простой и низкозатратный, так как не требует сложных конструкций и особых технических навыков управления соответствующим оборудованием. В бытовом и частном строительстве железобетон с предварительным натяжением арматуры используется крайне редко. Но при этом он весьма востребован в специальном, военном или авиакосмическом строительстве, где от возводимых конструкций требуется повышенная прочность и устойчивость к внешним нагрузкам. Многочисленные испытания показали, что устойчивость к появлению трещин и жесткость конструкции у железобетона с арматурами предварительного натяжения возрастает в разы. Таким образом, возможно значительно сэкономить на стали в ж/б конструкции (50–70 %), тем самым снижая ее массу. Применяя технологию предварительного натяжения можно изготавливать монолитные конструкции для широких и длинных пролетов. Это позволяет значительно расширить вектор применения такого рода железобетона.

Но при этом не стоит забывать, что на изготовление таких конструкций уходит больше сил и времени. Также требуется наличие специальных условий и очень внимательного отношения к технике безопасности на производстве. Если сравнивать стоимость арматуры с предварительным натяжением с горячекатаной стержневой, то вторая несколько уступает по соотношению цена – расчетное сопротивление.