Как сделать бетонную дорожку

Как сделать бетонную дорожку в Москве

При облагораживании дачного участка неотъемлемой составляющей является прокладка дорожек. Их изготавливают различными способами, с применением разнообразных материалов: гравий, песок, гранитная крошка, кирпич, дерево и даже пластик. У всех есть вариантов есть свои достоинства и недостатки. Но мы остановимся на дорожке из бетона.
Несмотря на большую трудоемкость, чем при изготовлении насыпных дорожек, плюсы бетона очевидны:

  • Долговечность (при соблюдении строительных норм и учета внешних факторов)
  • Удобство очистки от грязи, опавшей листвы и снега
  • Ровное покрытие помогает избежать возможного спотыкания, как это может произойти на дорожках с менее гладкой или рыхлой поверхностью.
  • Возможность украшения путем добавления декоративных элементов

Для начала необходимо составить план, где будут отмечены пути будущих дорожек, их ширина и продолжительность. Советуем не торопиться с выбором пути. Так как очевидное на первый взгляд решение может привести к образованию «более удобных» маршрутов, которые будут идти в обход проложенной дорожки. Руководитель одного из московских НИИ попросил повременить рабочих с укладкой дорожек. В течение нескольких дней сотрудники протоптали тропинки ко входу в здание, после чего они были расширены и забетонированы. Таким образом удалось максимально эргономично облагородить прилегающую к НИИ территорию.

Важность дренажа

Подсыпка позволяет избежать вспучивания поверхности при промерзании почвы. Так же даст более жесткое основание. При рыхлом грунте можно использовать смесь щебенки и песка, уложенную высотой в 10 см.  При глинистой почве, которая плохо впитывает воду, уровень щебенки выводят на уровень выше 15 см от поверхности земли. Если дорожка будет использоваться часто, то дренажный слой стоит сделать еще толще.
Стоит понаблюдать, как ведут себя лужи после дождя или таяния снега. Если они долгое время не впитываются в землю, значит при плохом дренаже дорожку, расположенную не выше уровня земли, будет подтапливать. Поэтому ее следует или сделать выше, или установить стоковую систему с выводом в дождевой колодец.

Этапы строительных работ

Бетонная дорожка представляет собой «многослойный пирог» из дренажной подушки, слоя бетона. Последовательность действий такова: сначала определяемся с дизайном и производим расчеты необходимого количества стройматериалов и перечень нужного инвентаря. Далее проводим планировку, выравнивая участок будущей дорожки. Устанавливаем разметку. Затем крепим опалубку. Следующим этапом идет укладка дренажной подушки, которая заливается подготовленным раствором. При желании производится декорирование.
Чтобы влажность со стороны грунта оказывала минимальное разрушающее воздействие на бетон, основание дорожки располагают выше уровня земли, а также делают уклон в одну или две стороны, чтобы вода не застаивалась на поверхности дорожки.
В рамках обозначенных границ вырывается углубление на 20-25 см. с учетом места под опалубку. Геотекстиль укладывается на дно. Он помогает защитить будущую дорожку от поверхностных грунтовых вод, а также усиливает армирование конструкции. Прокладка из полимера не допускает смешиванию почвы с подсыпкой.
После покрытия геотекстилем дна траншеи, им обкладывают ее откосы. После по всей площади вырытой траншеи слоями засыпается песок. Небольшой слой песка нужно увлажнить и утрамбовывать. После насыпается следующий слой, и утрамбовка повторяется. Таким образом величина песчаной прослойки должна быть примерно 10 см. Если местность часто подтапливается, то слои песка можно чередовать с щебнем.

Как приготовить опалубку

Лучше всего брать нетолстые доски 1-2 см. толщиной. Над уровнем земли доски должны возвышаться не менее чем на 4-5 см. Во избежание трещин мы рекомендуем разделить будущую дорожку на фрагменты, поставив зазоры через каждые несколько метров. Чем чаще будут установлены зазоры, тем меньше вероятность деформации после застывания бетона. На дно опалубки лучше постелить полиэтилен, он препятствует попаданию влаги из бетона в землю. Чтобы дорожка прослужила как можно дольше, ее следует армировать. Для этого можно использовать армированную сетку или прутки арматуры. Элементы армирования укладываются в середину бетонного слоя по всему периметру. Использование арматуры значительно укрепляет бетонную дорожку и позволяет уменьшить количество бетона. Если без укрепляющих элементов толщина бетонного слоя должна быть не меньше 15 см., то при применении армированной сетки или арматуры ее можно уменьшить на 1/3.

Преимущества

Заливка бетоном опалубки

Для приготовления бетонного раствора берут цемент марки М500 или выше, песок, вода. В качестве наполнителя можно использовать щебень, гравий или другие виды добавок. Так же для придания бетону дополнительных свойств или усиления имеющихся, возможно применение специальных присадок. Важно соблюдать пропорции при замешивании раствора – слишком густой цемент трудно будет распределять внутри опалубки, а слишком жидкий потрескается во время высыхания. Как в первом, так и во втором случае это может привести к появлению дефектов дорожки или преждевременному застыванию раствора. Для замешивания раствора своими силами лучше всего приобрести бетономешалку или взять ее в аренду. Хорошей альтернативой является приобретение бетона у компании «Астим». Вы избежите проблем, связанных с подготовкой раствора, а так же получите гарантированно высокое качество.
После заливки бетона следует его равномерно распределить внутри каждой ячейки. Можно использовать как строительный вибратор, так и обычный шпатель. Так же уплотнить бетонный слой помогает постукивание по опалубке. При отсутствии вибратора следует устранить воздушные пустоты в растворе путем прокалывания его шпателем. Строительным правилом или полированной доской производится финальное выравнивание поверхности. По окончании раствор накрывают полиэтиленом. Это позволит добиться равномерного высыхания и предотвратит размытие бетона осадками. Когда бетон в секциях застынет, перегородки опалубки вынимаются и образовавшиеся пустоты так же заполняются бетоном.

В течение недели дорожку ежедневно поливают водой и изолируют от внешней среды. Чем дольше влага остается в растворе, тем прочнее получатся секции дорожки. При желании можно покрыть поверхность пропиткой из жидкого стекла на калийной или натриевой основе. Это позволит убрать матовость и придаст поверхности блеска. Полировка же проводится синтетическими смолами. В качестве альтернативы используется воск.